 Кинофорум в Екатеринбурге остановил часы 33-го выпуска: подвел итоги, наградил лауреатов, поблагодарил зрителей и пообещал им новую встречу через год. В тот же час, в том же месте. Беседа с директором программ фестиваля документального кино «Россия» Инной Демежко сразу после завершающих аккордов церемонии закрытия была недолгой, но искренней.
- Фестиваль завершился, но его энергия незабываема. Теперь, оглянувшись назад, вы, как программный директор, оставила бы конкурс неизменным или внесла какие-то коррективы?
- Отборщики старались найти хорошие работы, компромисс допускали по минимуму. Когда все утихнет, уляжется и приобретет свой вид, а мы посмотрим и обнаружим, что какие-то фильмы не пригласили, то позовем их на следующий год.
-То есть каждый освоенный фестиваль добавляет опыт для проведения следующего, составления новой программы.
- Конечно. Более того, я начинаю работать над программой следующего фестиваля через день после окончания действующего.
- Давайте поговорим о творческой составляющей. Вы как неизменный директор программ фестиваля какие требования предъявляете к современному документальному кино?
- Время идет, все меняется, но кино должно оставаться «кином», не мигрировать в тележурналистику, в шоу, в селфи. Есть множество всевозможных новшеств, веб-сериалов. Если это будет хорошо, профессионально и про людей, пусть будет…
- Многие считают, да и на фестивале это прозвучало, что западные документалисты больше тяготеют к социальной тематике. Наши авторы предпочитают портретные истории, этот вывод можно сделать, проанализировав программу. Чем можно объяснить такие разные приоритеты?
- Социального кино у нас тоже достаточно. Вопрос только в том, насколько это кино… Хотя любой созидательный процесс идет по спирали. Когда человек устает от давящей социальной атмосферы, он пускается в противоположную тематику, потому что ему чем-то надо восстановиться.
- В таком случае, жанр документальной комедии должен быть весьма востребован?
- Документальная комедия, примеров которой я не вижу на экране лет, этак, двадцать, весьма почетный жанр. Уважаю.
- В конкурсе была картина вашего земляка Алексея Федорченко «Монета страны Малави», которую сам автор зачислил в категорию комедии… - Ну, если Федорченко так считает, я не стану с ним спорить.
- Какое направление развития выберет наше документальное кино, на ваш взгляд?
- Я вижу это пока достаточно смутно, потому что кино требует очень больших финансовых вложений. Того поколения, которое существовало между полкой и заказом, сейчас уже нет, оно ушло. Люди должны научиться работать так, чтобы это было и кино, творческое высказывание, и финансово мощный продукт. Пока я это не очень представляю себе, но все когда -то же начинается. Давайте, встретимся лет через пять.
- Мне показалось, что именно таким примером, где присутствуют творчество и финансовая состоятельность стал конкурсный фильм Андрея Осипова «Фаза луны», удивительным образом не замеченный жюри. Хотя, весьма возможно, некий минус в общее впечатление внесло резкое завершение картины, объяснимое только нацеленностью режиссера на продолжение рассказа об истории страны. К тому же, как нам известно, картин много, а призов мало. Ваше мнение?
- Да, жюри обошло этот фильм, но я не могу комментировать решение жюри. Однако могу сказать, что Осипов большой молодец. Единственно, замечу, что Осипова ошибочно принимают за режиссера документального кино. И даже он сам часто так думает. На самом деле у него совершенно игровая природа творчества, поэтому он здесь в принципе не обсуждаем. Он умеет делать хорошее кино и для телевидения, и для большого экрана, для кого угодно. Он такой уникум, который никогда не пропадет. Осипов для меня пример настоящего, истинного художника, который не спокоен, который предъявляет к себе больше требований, чем к окружающим, который любит своим героев и никогда не подставит их в угоду сиюминутным веяниям или выгодам.
Елена Степанчикова, Екатеринбург – Москва, фото автора.
|