Media Times Искусство Мэт Коллишоу приглашает в «Зону Машин»
Мэт Коллишоу приглашает в «Зону Машин»



Галерея Гари Татинцяна открывает персональную выставку Мэта Коллишоу, одного из самых значимых художников в истории современного британского искусства, участника группы «Young British Artists».  В 2018 году галерея представляла в Москве его проект «Альбион». В этот раз в пространстве галереи развернется выставка «Зона машин», название которой позаимствовано у одной из работ, представленных в экспозиции.


За 30 лет успешной карьеры Коллишоу стал символом концептуального искусства и мастером визуальных воплощений. Каждый его проект – новое яркое событие арт-сцены, собирающее тысячи зрителей в музеях и галереях по всему миру. Исследуя природу человеческого подсознания и способы влияния на него через различные медиа, Коллишоу создает свои уникальные работы – оптические иллюзии, живопись, проекции и подвижные скульптуры, – приковывающие взгляд зрителя и заставляющие задуматься о фундаментальных вопросах психологии, истории и науки.

Зона машин — устоявшийся термин, определяющий состояние азартных игроков, поглощённых игрой настолько, что внешний мир для них перестает существовать. Игрок продолжает играть, ожидая случайного выигрыша, не зная, какая карта выпадет следующей. Этот феномен привыкания, вызываемого переменным вознаграждением, активно используется разработчиками программного обеспечения для построения механики социальных сетей.

Мэт Коллишоу:

- Я работаю с внутренними механизмами визуального образа  и тем, как эти механизмы влияют на наше сознание. Я стараюсь выяснить, что именно происходит, когда мы создаем изображение, симулякр мира, и насколько оно отделяет нас от мира реального... И в этом я опираюсь на множество различных областей: от эволюционной биологии, которая меня так занимает, до истории искусства и развивающихся технологий.

Выставка включает в себя несколько разделов. Инсталляция «The Machine Zone» созданная в 2019 году отсылает к экспериментам американского психолога Берреса Фредерика Скиннера 1950-х годов, в которых он исследовал поведение животных, обусловленное системой поощрений. Скиннер давал своим подопытным сигнал, побуждавший их совершать набор действий взамен на вознаграждение: увидев, как загорается кнопка, животное нажимало на нее и получало еду. Скиннер заключил, что наше ежедневное поведение является запрограммированной реакцией, возникающей под влиянием определенных обстоятельств и окружения. Выводы Скиннера лежат в основе разработки алгоритмов, управляющих нашими действиями в социальных сетях. Эти алгоритмы, подкрепленные "рейтингами, комментариями и лайками", формируют наши привычки, вызывая неосознанное привыкание.

Живописная серия «The Operant Conditioning Chamber» 2022 года основана на фотографиях ранних экспериментов американского психолога Берреса Фредерика Скиннера с почтовыми голубями. Ящик Скиннера – знаменитое изобретение для фиксации поведенческой реакции.

По мнению американского философа, психолога, журналистки Лорин Слейтер Скиннер, используя пищу, рычаги и другие факторы, продемонстрировалто, что считалось независимым откликом, на самом деле является условным рефлексом, и тем самым поставил под вопрос казавшееся незыблемым понятие свободы воли.

Работа 2016 года «The Centrifugal Soul», была создана в сотрудничестве с известным эволюционным психологом Джеффри Миллером. Масштабный зоотроп – изящная конструкция, изобретенная еще во времена Викторианской эпохи, отсылки к которой непременно появляются в работах Коллишоу. В центре зоотропа помещена платформа с закреплёнными на ней фигурами цветов и птиц. Вращаясь со скоростью 60 оборотов в минуту, платформа ежесекундно освещается вспышками стробоскопического Ритуал ухаживания – особое поведение птиц, обусловленное врожденным инстинктом продолжения рода. Изучение этого феномена легло в основу маркетинговых программ и принципа действия социальных сетей. Искажая реальность фильтрами и вымышленными историями, пользователь демонстрирует идеализированную версию себя в борьбе за популярность и успех в обществе.

В работе этого же года «Alpha Omega ΑΩ», Мэт Коллишоу сталкивает два мира – мир современных технологий и мир дикой, нетронутой человеком природы. На поверхности заброшенного в джунглях гермошлема зритель видит изображение шимпанзе, с любопытством разглядывающего мир по ту сторону стекла. Художник не только поднимает вопрос о неконтролируемых темпах глобализации в попытках освоения новых пространств, но и заставляет задуматься о пригодности технологического прогресса в условиях полной изоляции от социума.

Работа «The Nerve Rack» изначально была специально создана для бывшей семинарии Ушоу в графстве Дарем. Механическая фигура орла в натуральную величину была установлена в часовне церкви святого Кутберта напротив одного из сокровищ графства – пюпитра, увенчанного бронзовой скульптурой орла, работы архитектора Огастеса Пьюджина. Инсталляция стала продолжением исследования Коллишоу о противоборстве религиозных убеждений в Англии XVI века. Величественные образы птиц воплощали собой единство и, в то же время, непримиримые различия католического и протестантского движений той эпохи. Противопоставляя минимализм машины изящности бронзовой скульптуры, художник задумывается о силе внушения и способах искажения информации через визуальные образы.

Серия «Expiration Painting» включает живописные работы, вдохновленные полотнами старых мастеров, сюжеты которых затрагивают тему быстротечности человеческой жизни. Помещенные в рамы из плексигласа, репродукции остаются незавершенными и внешне похожи на не допечатанные на принтере фотокопии. Заменив привычный облик полотен на новый, свойственной эпохе цифровых технологий, художник следит, как изменяется наше отношение к живописи от способа визуального оформления.

Выставка продлится до 25.06.22 г.

Подробности экспозиции и время работы галереи обозначены на официальной странице выставки.










ИА «Media Times» по материалам пресс-службы галереи.

 

Copyright © - 2011 Media Times. Все права защищены.